🔥 Структура отдела продаж FMCG: как устроен «двигатель» производителя и сколько стоит специалист на рынке?(Анализ ролей, зарплат и вакансий в 2025 году)Основные игроки:
- Производители - крупные компании (Мираторг, Nestle, Mars, ВБД, Молвест, Дымов). Сегодня говорим о производителе.
- Дистрибьюторы - компании, занимающиеся распространением товара
- Национальные сети и онлайн-игроки
- Структура управления.
Иерархия управления:
- Генеральный директор
- Директор по прямым продажам (GKAM, Senior KAM)
- Директор по непрямым продажам (Директор по дистрибьюторским продажам)
Подразделение прямых продажКлючевые позиции:
- Директор по прямым продажам - отвечает за работу с национальными сетями, онлайн-игроками и локальными клиентами
- KAM (Key Account Manager) - ведет переговоры и обеспечивает полный цикл работы с ключевыми клиентами (офлайн, онлайн)
Подразделение непрямых продажСтруктура управления:
- Региональный менеджер (Дивизиональный директор) - управляет продажами на уровне региона
- Территориальный менеджер (Area Sales Manager) - отвечает за несколько городов
- Территориальный эксперт - работает с дистрибьюторами и торговыми командами
Основные задачи:
- Обеспечение представленности товара на полках всех каналов сбыта
- Работа с национальными сетями напрямую
- Координация работы через дистрибьюторов
- Контроль выполнения планов продаж
- Развитие новых каналов сбыта
Штат в регионе
Типовой состав:
В одном регионе работает около 20 сотрудников:
- Региональный менеджер - 1 человек
- Территориальные менеджеры - 3-4 человека
- Территориальные эксперты - до 15 человек
2. Ключевые позиции и вакансии (май 2025)Должность | Вакансий в Москве | Зарплата (руб./мес) | Требования |
Key Account Manager | 45+ | 150 000 – 500 000 | Опыт переговоров с сетями, знание FMCG |
Региональный менеджер | 30+ | 120 000 – 400 000 | Управление командой, аналитика продаж |
Территориальный менеджер | 70+ | 90 000 – 180 000 | Работа с дистрибьюторами, выезды |
Торговый представитель | 200+ | 80 000 – 180 000 | Навыки мерчандайзинга |
Данные: hh.ru, Telegram-каналы по FMCG-вакансиям.3. Навыки для некоторых ролей KAM:- Hard Skills:
- Умение вести multi-stage переговоры (скидки, бонусные схемы).
- Анализ POS-данных (Nielsen).
- Soft Skills:
- Эмоциональный интеллект (работа с возражениями сетей).
🔹 Территориальный менеджер:- Hard Skills:
- Распределение объемов продаж/целепологание/выполнение планов
- Оптимизация маршрутов дистрибьюторов (Excel, GIS), знание и умение работать с PL
- Расчет рентабельности орг структуры, принципы Route To Market
- Soft Skills:
- Мотивация «полевых» команд.
Структура отдела продаж производителя в FMCG включает два основных направления: прямые и непрямые продажи. Каждый сегмент имеет свою иерархию и специализацию. Только в одном регионе может работать порядка 20 сотрудников, отвечающих за дистрибьюторский бизнес.